Смолянам позволили «улететь».
Большинство СМИ нашего города уже опубликовали свои репортажи о прошедшем вчера мероприятии «Военная служба по контракту», которое все почему-то окрестили как авиашоу. Было много комментариев к репортажам в сети Интернет. Как плохих, так и хороших.
Мы специально не стали описывать увиденное в день мероприятия, чтобы «переспать» с увиденным-услышанным и уже с утра на свежую голову ещё раз оценить мероприятие. Итак, поехали.
Начало мероприятия было запланировано в 11:00. Немного опаздывая, мы вышли в 10:15 и через 5 минут уже сидели (а если быть точным – стояли) в городском автобусе. Нельзя сказать, чтобы он был забит до отказа, но чувствовалось, что народ не желает сидеть дома. При подъезде к улице Большая Краснофлотская, движение автобуса сильно замедлилось. В принципе, такое на этом участке дороги бывает довольно часто. Немного припекло мартовское солнце, и я почувствовал, как начинаю перегреваться. Кто-то из пассажиров догадался открыть один люк, потом другой. Стало заметно прохладнее и не так дискомфортно. За 10 минут мы продвинулись примерно до середины моста. Теперь всё внимание пассажиров оказалось прикованным к затопленной набережной. Те, кто сидел с левой стороны по ходу автобуса, довольствовались видам разлившегося Днепра. Немного дёрганий, и автобус уже на «колхозке». Пятницкий путепровод напоминает большую автостоянку. Ещё десяток томительных минут, и мы уже подъезжаем к «штыку». Посовещавшись между собой, принимаем решение идти пешком. Также поступает добрая четверть автобуса. Внутри остаются лишь пенсионеры, родители с очень маленькими детьми и те, кто едет не на представление. Через несколько минут понимаю, что решение было принято верное – идти пешком под ярким солнышком не так уж и утомительно, а безнадёжно застрявший в пробке автобус, только подтверждает правоту нашего решения.
Отрезок до авиазавода буквально «пролетаем». Возле проходной образовалась довольно большая пробка. Кстати. Хотелось бы заметить, что на маршрут, который обычно занимает 40 минут, на этот раз ушёл час, что не так уж и много. Проходим через ворота буквально за считанные минуты. При этом никого не толкаем и не лезем без очереди. Досмотр на рамках довольно условный. Нас никто не заставил открывать сумки, в которых лежал литровый металлический термос, и немалых размеров фотоаппарат. Идём к лётному полю. Поскольку народу много, а дорожка узенькая, некоторые идут по газону. Прикидываю, что после такого массажа, газон ещё не скоро покроется зеленью. Ну да ладно. Это армия – покрасят зелёной краской к приезду какого-нибудь генерала.
На входе нас встречает стела с самолётом МиГ. Рядом с ней полно фотографирующихся. Проходим мимо сцены на которой поют и танцуют и идём к лётному полю. На нём расположились два вертолёта Ми-8. Позже прилетел третий. Особого движения не наблюдается и мы решаем прогуляться по выставке военной техники.
Выставка военной техники не просто удивляет, а поражает. Очень сложно определить что за боевая единица перед тобой – все плавающие, стреляющие и «ездиющие» механизмы облеплены детворой. Кто-то из них пытается открутить себе что-то на память. Его останавливает военный и предлагает продолжить осмотр с меньшим вандализмом. Возле беспилотных летательных аппаратов женщина средних лет очень подробно интересуется у военного сколько камер в БЛА и что можно рассмотреть, как управляется. Получив очень развёрнутый ответ, как-то загадочно улыбается. Наверное, собирается следить за своим супругом с высоты. А мы идём дальше.
Останавливаемся возле транспортно-заряжающей машины. Кто-то очень сильный, но очень глупый сумел-таки оторвать защитную решётку на передней фаре. Надо отдать должное терпению военных – они ни на никого не кричат и даже не повышают голос. А вот я бы уже точно не выдержал. Наоборот, люди в форме очень терпеливы и доброжелательны. Причем, не только к малышам, облепивших технику так, что не видно какого она цвета, но и ко взрослым, которые иной раз дотошнее малышей. Возле зенитно-ракетной установки какой-то мужчина рассказывает товарищу что-то про ракету, деревню и тёщу. Ух, какие же фантазии у нашего народа!
Проходим вдоль других комплексов. Всюду многолюдно. Мы идём по бетонке. Вспоминаю, что лет десять назад тут стояли большие транспортные самолёты. Правда, большинство из них было в весьма печальном состоянии. Тем приятнее видеть здесь настоящую боевую технику.
В конце, за машинами с включёнными проблесковыми маячками, притаилась старенькая «восьмёрка» с силовым каркасом. На крыше – множество кубков, на лобовом стекле –не один десяток наград. За рулём один другого сменяют довольные мальчуганы. На противоположной стороне выстроились палатки агитационных пунктов. Заходим в одну из них. На предложение записаться в ряды вооруженных сил вежливо отказываемся. Немного обогревшись, покидаем палатку и идём дальше. Возле двух военных, облаченных в экипировку лётчиков, плотное кольцо людей из желающих сфотографироваться. Возвращаемся к трибуне – сейчас на ней выступает артист Моховиков. Люди подпевают ему знакомые песни и дружно аплодируют. Мы подходим к ограждению и занимаем позицию, которая, как нам кажется, наиболее подходит для фотографирования. Немного ожидания и мы видим, как парашютисты, облачившись в свои костюмы, следуют к вертолёту. Последний, немного покрасовавшись перед зрителями, взлетает и делает круги над полем. Во время каждого круга с борта прыгают парашютисты. Двойки, тройки, этажерки. У некоторых флаги, среди которых мы замечаем флаг Смоленска. Сильный ветер крутит парашютистов так, что кажется, что они будут приземляться куда-то в толпу. Но, к нашему удивлению, все они садятся в одну точку. Что ж, профессионалы, мастера своего дела!
После парашютистов начинается главная часть мероприятия – пролёт самолётов ВКС и демонстрация возможностей боевых истребителей. Мы не станем в подробностях описывать увиденное. Те, кто был – сами почувствовали на себе (и в себе) грандиозность от увиденного, кто не был – тот или совсем не «болеет» небом, или… В общем, среди наших знакомых таковых не нашлось.
После окончания показательных выступлений, народ направился к выходу. Небольшая неразбериха образовалась на выходе. Кто-то сказал, что выход на улицу Кутузова закрыт и всех направляют в обход. Посетители растянулись колонной, длиной в пару километров. Проходим мимо казарм, колючки, отделяющей нас от лётного поля. Вдоль дорожки, метров через 10-20, стоят военнослужащие, наблюдающие за порядком. Особо не забалуешь. Да и не хочется. Все немного устали и хотят домой. Вдалеке видны какие-то установки ЗРК. Очень приятно, что аэродром не совсем заброшен и военные силы присутствуют здесь. На повороте наше внимание привлекает котельная, возле которой насыпана большая куча угля. Вот так – летаем на лучших в мире самолётах, а греемся у печки. Ещё двести метров, и слева безмолвным взглядом нас провожают «зеленые человечки» — одетые в противогазы и костюмы химзащиты манекены. Некоторые женщины подходят, рассматривают. Кое-кто даже фотографируется с ними. Видимо, сказывается недостаток мужского внимания. Ещё немного, и мы перед воротами, которые отделяют нас от «гражданской» свободы. Без особого труда на бетонном заборе просматривается красная звезда, нанесённая ещё во времена СССР и надпись «Слава советской армии». Ещё два шага, и мы на улице. Возле проходной авиазавода снова толпа. Столько народа я не могу вообще припомнить. Движение транспорта практически парализовано. Трамваи берутся с боем, но всё равно мест на всех не хватает. Наверное, больше всего от мероприятия выиграло МУТТП. Идём пешком до Колхозной площади. Сесть на транспорт удаётся только там.
А теперь немного о нытиках и недовольных
Некоторые люди возмущённо писали о том, что холодно, тесно, хочется кушать и детей пугал рёв самолётов. Наверное, стоит напомнить, что это не праздничный концерт в ***** и даже не совсем авиашоу. Это мероприятие с пропагандой, направленное на привлечение молодых людей, преимущественно мужского пола на контрактную службу. Куда шли мамы-папы с колясками, детскими велосипедами и годовалыми детьми – не понятно. Если посмотреть авиашоу, то чего жаловаться на то, что детей пугал рёв двигателей, было холодно – одеваться вы пробовали? А тех, кто не смог продержаться пять часов без еды – ждала полевая кухня и в продаже были шашлыки. Впрочем, никто не запрещал принести еды с собой, как это сделала наша команда. Также вдалеке виднелись синие кабинки биотуалетов. То есть организаторы постарались продумать всё. Понятно, что не всё удалось. Но, как говорится «первый блин — комом». Хотя, лично на наш взгляд, многие из смолян сами создали проблемы с посещением данного мероприятия. Запруженные улицы города оказались по вине тех, кто не соизволил пересесть с личного авто на общественный транспорт и сам попал в ситуацию, когда не знал как проехать и где припарковаться. Насчёт холодно – ну так это же аэродром. По сути – чистое поле, продуваемое холодным мартовским ветром. А вот потерявшиеся дети… Мы слышали не менее десятка объявлений о «потеряшках». Почти все родители буквально в течение трёх-пяти минут находили своих детей. Да и кто мешал сделать нашивку с листочком вашему ребенку, в которой бы было указаны имя, фамилия и телефон, ФИО родителей? Тогда бы дети находились ещё быстрее.
Единственным минусом, с которым столкнулась наша команда, оказался кусок колючей проволоки, торчащий из сухой травы, на который налетел наш фотограф и едва не распорол себе брюки. Но так и то – сам виноват – надо чаще смотреть под ноги. А что касаемо самой организации – да, были небольшие недочеты, но кто из нас идеален? А такого рода мероприятие в Смоленске проводится впервые. И когда на ограниченной площади собирается двадцать-двадцать пять тысяч человек, то конечно, всё предусмотреть невозможно. Как итоговая наша оценка – пять баллов. Увиденное на аэродроме перечеркнуло все негативные моменты, которые имели место быть вчера. А по итогом проведенной акции, пятьсот человек заинтересовалось службой по контракту, а пятьдесят прямо на аэродроме написали заявление о зачислении в ряды ВС.
И ещё. Данное мероприятие, по нашей оценке, собрало людей больше, чем в 2013 году на юбилей города. Тогда, напомним, на набережной собралось немало народа, чтобы посмотреть выступление пилотажной групп «Русь». Так вот – тогда многим пришлось добираться домой пешком. Особенно «повезло» тем, кто шел по улице Дзержинского – трамваи ещё не пустили, а дорога не имела хорошего покрытия и люди буквально преодолевали насыпи из песка и щебня, перепрыгивали через рельсы и шпалы. А сейчас такого уже не наблюдалось. На этом, пожалуй, и закончим.